Эволюция: история "Dungeons & Dragons" на PC

Явление "Dungeons & Dragons" толпе, алкающей не столько хлеба, сколько зрелищ, состоялось в 1974 году. Персональный компьютер тогда считался не менее фантастическим явлением, чем драконы и колдуны (особенно в нашей симпатичной стране медведей и балалаек). Спустя ни много ни мало 14 лет ролевая система D&D, пыхтя и отдуваясь, все-таки добралась до персоналок. За это время РПГ, сработанная компанией TSR, превратилась из забавного чудачества в часть культуры, а компьютеры значительно выросли над собой и стали удобным вспомогательным средством для настольных РПГ (aka "pen & paper"). Вот тут-то все и началось...

1988
Pool of Radiance 
Этот скажем так, продукт от SSI стал первым в серии игр, использовавших Gold Box Engine. Несмотря на то, что оригинал свободно шел на восьмибитных машинах (напр. Commodore 64), РС-версия работала только под DOS 3 и страстно хотела аж 384 кб памяти. Вам вверялась компания из шестерых персонажей, путешествующих по мирам D&D. Вид от первого лица сопровождал игрока во время дискретных прогулок по окружающей виртуальности, время от времени переключаясь на боевой - двумерный, "с высоты птичьего помета". Чистой воды классика.

Dungeon Masters Assistant Volume I
Являясь на деле скорее набором инструментов, чем собственно игрой, "Dungeon Master's Assistant" стал неплохим подспорьем для Dungeon Master'а в деле создания новых напастей, с радостью валящихся приключенцам на голову, как мерзко-мокрый весенний снег.

Heroes of the Lance
Игра основана на фэнтэзийных повестях, принадлежащих перу (или перьям? ;) двух авторов - Маргарет Вайз и Трэйси Хикман. Жанр являет собой гибрид action и РПГ. "Герои копья" были издана для нескольких компьютерных и игровых консолей.

1989
Curse of the Azure Bonds
Сиквел "Pool of Radiance" начинается там, где кончается оригинал. Не успев отдышаться после спасения Флана, мы отправляемся искоренять зло в лице преступной группировки с неоригинальный названием "Новый Альянс". Самый смак игры заключается в возможности продолжить приключения со старой компанией, импортированной из "PoR".

Hillsfar
Эта игра является комбинацией ползущей вбок аркады с видом "сверху" и РПГ. До неотразимости PoR и CotAB она явно недотягивает, несмотря на новомодный VGA-видеорежим и непростительно нахальные по тем временам системные требования - 512 кб ОЗУ.

Dungeon Masters Assistant Volume II
Ну что тут сказать? Подпружиненный D&D-конструктор. В ассортименте новые кирпичики, гаечки и прочая мелочевка.

Dragons of Flame
Данный кусок программного кода является сиквелом к "Heroes of the Lance". Еще один side-scrolling action/RPG без претензий на оригинальность.

War of the Lance
Как ни странно, не РПГ. Классический варгейм до мозга костей, позволявший не только выигрывать кампании у недоумного компьютера, но и сразиться с живым соперником, используя режим "хотсит".

1990
Secret of the Silver Blades
Сюжетное продолжение "Curse of the Azure Bonds". В качестве главных фишек фигурируют драконы и персонажи высокого уровня.

Dragon Strike
Первый в мире фэнтезийный авиа-симулятор. Пилота заменили на Соламнийского рыцаря, побрякивающего металлоломом, а в роли транспортного средства - дракон, коварно плюющийся во врага огнем и вооруженный недетскими зубами-когтями. От хвоста! 

Champions of Krynn
SSI поднатужилась, да и родила нам на радость очередную игру в мире "Dragonlance". Соблюдены все особенности сеттинга, включая расу ультранадоедливых кендеров (вы мне напомните, я вам про них потом расскажу).

1991
Neverwinter Nights
Одна из первых графических онлайновых РПГ. Что может быть приятнее кромсания монстров на отдельные лоскутки в компании друзей? Кажетсся, кто-то собирается выпустить ремейк этой бирюльки...

Eye of the Beholder I
"Pool of Radiance" установила стандарты для ролевых игр "традиционной ориентации". "Eye of the Beholder" стала одной из первых игр, создающих ощущение присутствия в игровом мире. Игроку давали на попечение четверых персонажей, не от большого ума забравшихся в трехмерные лабиринты канализации Уотердипа общей протяженностью в 5 флоппи-дисков. Как и все игры от Westwood, EoB отличается хорошим аппептитом к системным требованиям: подавайте ей VGA да 640 KB RAM. Безусловно, хит.

Eye of the Beholder II: The Legend of Darkmoon
Как бы сиквел на старом движке. Узнаем старую добрую Вествуд ;) Все же, чтоб не выставляться в плохом свете, девелоперы подвергли полировке все, начиная с графики и заканчивая интерфейсом. 

Pools of Darkness
Четвертая "Gold Box"-игра от SSI, продолжающая сюжет SotSB и приводящая серию к логическому завершению. Переростки 25-го уровня вместо традиционных персонажей скрасят вам прохождение последней главы затянувшихся приключений.

Gateway to the Savage Frontier
Не успев отстреляться с серией "Pool of Radiance", жадная до денег SSI, не мудрствуя лукаво, запустила следующую. Естественно, совсем в другой части мира "Forgotten Realms" - чтобы у игрока не возникали в голове крамольные слова "клон", "одинаково" и "халтурщики!" Хоть бы двмижок сменили, ей-богу.

Shadow Sorcerer
Упор на зубодробительные потасовки никогда не шел к лицу РПГ. "Теневой колдун" - не исключение.

Death Knights of Krynn
Сиквел к "Champions of Krynn". Скажите магические слова "Gold Box game engine" и проникнитесь затасканностью и однообразностью всего в округе.

1992
The Dark Queen of Krynn
Завершающая серия Dragonlance RPG от неунывающей SSI. Враг номер один - Темная Королева (сиречь Такхизис, черная драконица и по совместительству злобная богиня-феминистка)

Treasures of the Savage Frontier
Вторая игра в серии "Savage Frontier", "Treasures" отличилась тем, что стала первой "Gold Box"-игрой, имевшей в списке системных требований мистическое устройство "hard drive +5". Хардовая игра!

Spelljammer
В основу игры легла одноименная D&D-вселенная, являющаяся гремучей смесью научной фантастики и фэнтези. Как вам парусные корабли, бороздящие бескрайние просторы космоса? Привыкайте.

1993
Eye of the Beholder III: Assault on Myth Drannor
"Третий глаз бехолдера" ваялся без участия орденонесносной Westwood. Ничего нового - примитивное продолжение отличной игры.

Dungeon Hack
Мы любим D&D. SSI любит деньги. Итог: еще один лего для создания подземелий, набитых фэнтезийными злодеями. Встроенный автогенератор сами-знаете-чего (уровней!) и - хвала всевышнему - автокарта вносят некоторое разнообразие в геймплей. Главный минус: автогенератор карт, пренебрегая своими обязанностями, злостно забывал раскладывать в подземельях пищепродукты, доводя тем самым игрока до истерики, а персонажей игры - до дистрофии.

Unlimited Adventures
Еще один конструктор. Кажется, самый удачный из всех перечисленных.

Fantasy Empires
Real-time strategy! До пяти игроков увлеченно рубили друг друга в винегрет на рисованных картах под чутким руководством Dungeon Master'а. В ход шли монстры, магия и даже правила D&D. Очаровательно.

Dark Sun: Shattered Lands
Не заслужившая (да и незаслуживающая) большой популярности игра, события которой разворачиваются в весьма забавном мире. Среди обитателей присутствуют дружелюбные халфлинги-людоеды, один из героев - богомол-переросток, ну и в таком духе. Довольно убого выглядящее творение в кривой изометрии.

Stronghold
Еще одна попытка ощастливить любителей РПГ. В ассортименте концовки на любой вкус: злая, добрая и нейтральная: как вести себя будете, на ту и напоретесь. 

1994
Ravenloft: Strahd's Possession
Первая игра от SSI, позволяющая персонажам перемещаться в реальном времени - особенность нового движка. Главные герои - вампиры.

Menzoberranzan
Раскрасив предыдущую игру в преимущественно пурпурно-фиолетовые оттенки и заменив вампиров на темных эльфов (дроу), хитрые игроделы сослали персонажей в Андердарк. Впервые на мониторе появляется Drizz't Do'Urden, легендарный герой (к сожалению, только в эпизодической роли рядового непися).

Dark Sun: Wake of the Ravager
Еще одна игра про "Dark Sun". Сиквел, фишки см. выше.

Al-Qadim: The Genie's Curse
Авторы обчитались арабских сказок и сварганили нечто в стиле "Dark Sun" - столь же малоинтересное и неудобоваримое.

1995
Ravenloft II: Stone Prophet
И вновь вампиры. Продолжаем там, где закончили в прошлый раз.

DeathKeep
Убогий дизайн, корявое управление, вторичность и пачка недоработок кого хошь вгонят в полную фрустрацию. Плохо!

1996
Blood & Magic
"Command & Conquer", основанный на D&D-правилах. В будущем команда разработчиков получит название "Black Isle" и снискает немалую популярность.

Dark Sun: Crimson Sands
Онлайновая версия. Но от этого лучше не становится.

Iron & Blood
Весьма диковатое творение от, хе-хе, "Acclaim" и "Take 2 Interactive". А что еще можно сказать о файтинге с элементами Dungeons & Dragons? Что там еще осталось? Тамагоча c D&D-зачатками? Тетрис? Must die однозначно.

1997
Descent to Undermountain
Господа, вы еще помните 3D-action "Descent"? Движок взяли имеено оттуда, со всеми вытекающими. 
Проникнитесь, как сильно поиздевались над D&D. "Interplay" в тот день была явно не в себе...

Birthright: Gorgon's Alliance
"Sierra" преподносит нам следующий сплав: first-person dungeon-adventuring engine + real-time tactical battle engine + turn-based strategy game. Сырая жуть, кишащая багами. Весьма неплохой дизайн не в силах изменить столь плачевную ситуацию.

1998
Baldur's Gate
"Interplay" суматошно замаливает былые грехи, и это ей удается. "BioWare" возвращает жизнь ролевым играм. Эпический сюжет + Infinity Engine + завораживающая графика = ВОСТОРГ!!

1999
Baldur's Gate: Tales of the Sword Coast 
Адд-он. Новые карты, новые монстры, новые предметы, новые заклинания, новые квесты, но старый босс.

Planescape: Torment
Infinity Engine, принесший славу биопарням, попадает в лапы к "черным островитянам". Нетривиальный сеттинг Planescape, многометровые диалоговые деревья и еще более приятная графика делают игру до безобразия захватывающей. 

2000
Icewind Dale
Diablo meets Infinity Engine. Должен ли я еще что-то добавлять? Запросто. Берем BG, поменьше слов, побольше действий, сверху вываливаем гору столь могущественных предметов, что они не снились даже богам... Готово, можно есть.

Baldur's Gate 2
Самый превосходный сиквел. Еще более ролевистичная атмосфера и Infinity Engine в своей очередной итерации льют бальзам на души истосковавшегося по хитам ролевого населения. Love forever.

2001
Icewind Dale: Heart of Winter
Адд-он, весьма неплохой, но до ужаса короткий. 30 уровень в качестве предела развития персонажей - мечта очумелого манчкина. Мультикласс 30/30/30 уже не фантастика, заклинания 9-го уровня - тоже.

Baldur's Gate 2: Throne of Bhaal
Это адд-он, но какой! Во-первых, BG2. Во-вторых, завершающая серия саги о Бааловых отпрысках. В-третьих... Мечта самого распоследнего манчкина - 40 уровень. Боги сошли на Торил, и решили погулять... Рассказывать нет сил - ну просто МНОГО ВСЕГО. По-видимому, ТоВ - последняя игра на "бесконечном" движке. 

...а ведь был еще Rogue (1986г.), а ведь есть еще моды на Infinity Engine!! И грядет downloadable dungeon pack для "Icewind Dale: HoW"!

Hosted by uCoz